Психология (Psychology) — Значение термина

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год, народный рейтинг:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Бинариум — самый лучший брокер бинарных опционов за 2020 год!
    Прекрасно подходит для новичков — предоставляют бесплатное обучение с демо-счетом!
    Получите свой бонус за регистрацию:

Психология

Значение слова Психология по Ефремовой:
Психология — 1. Научная дисциплина, изучающая процессы и закономерности психической деятельности. // Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. // разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
2. Совокупность психических процессов в условиях определенных видов деятельности, определенного состояния.
3. То же, что: психика (2).

Значение слова Психология по Ожегову:
Психология — Душевный склад, психика Психология Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности Психология Совокупность психических процессов, обусловливающих какой-нибудь род деятельност и

Психология в Энциклопедическом словаре:
Психология — (от психо. и . логия) — наука о закономерностях, механизме ифактах психической жизни человека и животных. Основная темапсихологической мысли античности и средних веков — проблема души(Аристотель, »О душе» и др.). В 17-18 вв. на основе механистическойфилософии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. настыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика,психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельнаядисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идейнеокантианства возникла дуалистическая концепция »двух психологий» -естественно-научной и культурно-исторической (см. Понимающая психология).Главные течения психологии 20 в. — гештальтпсихология, бихевиоризм,психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США)гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии:психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальнаяпсихология, детская психология и педагогическая психология, возрастнаяпсихология, психология труда, психология творчества, медицинскаяпсихология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология,психолингвистика, этнопсихология и др.

Значение слова Психология по словарю медицинских терминов:
психология (психо- греч. logos учение, наука) — наука о закономерностях возникновения и функционирования психики, ее механизмах и проявлениях.

Значение слова Психология по Психологическому словарю:
Психология — Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение) — наука о закономерностях функционирования и развития психики — , основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2 — й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции — , и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно исторического опыта.

Значение слова Психология по словарю Ушакова:
ПСИХОЛОГИЯ
психологии, мн. нет, ж. (греч. psyche — душа и logos — учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная психология. Психология животных. 2. совокупность психических процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности. Психология творчества. Психолоогия актерской игры. 3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская психология.

Значение слова Психология по словарю Даля:
Психология
греч. душесловие, наука о душе, о духовной жизни человека во плоти. Психолог, душеслов. Психиатрия ж. душеврачевание, наука лечения душевных болезней, безумия. Психический, духовный, душевный, к душе человека относящ. Психологический, ко психологии относящ., душесловный.

Рейтинг лучших платформ для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Бинариум — самый лучший брокер бинарных опционов за 2020 год!
    Прекрасно подходит для новичков — предоставляют бесплатное обучение с демо-счетом!
    Получите свой бонус за регистрацию:

Определение слова «Психология» по БСЭ:
Психология (от Психо. и. Логия)
наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического отражения выступают для человека в форме внутренних переживаний, недоступных объективному наблюдению: ощущений и образов восприятия, мыслей и чувств. Этот особый характер психических явлений служил основанием для их противопоставления как явлениям внешнего мира, так и явлениям телесной жизни субъекта, что приводило к обособлению П. от др. наук, изучающих природу и общество.
Формирование знаний о психических явлениях протекало в условиях борьбы между двумя основными философскими линиями — материализмом и идеализмом, что, в конечном счёте, определяло собой то или иное решение фундаментальных теоретических проблем П., от которых зависело направление конкретных исследований. Испытывая на себе влияние различных форм идеализма и механицизма, домарксистская П. оказалась ареной столкновений противоположных подходов к изучению психики. Так возникло противопоставление субъективно-эмпирической, описательной, П. и естественнонаучной, объяснительной, П.; П.
«целостной» и П. «атомистической», разлагающей сложные психологические образования на отдельные элементы. Всё это создавало почву для эклектических взглядов, тенденций к прагматизму и голому эмпиризму. Однако конкретные научные достижения П. не соответствовали сложившимся теоретическим представлениям, что побуждало искать новые методологические подходы. Принципиально новые позиции утвердились в советской П. на основе марксистско-ленинского учения о психике и сознании.
Марксистско-ленинская философия вносит коренные изменения в понимание предмета П., её метода и основных проблем. Вводя в П. понятие об отражении, она требует подходить к психическим явлениям как к особой форме отражения субъектом объективной реальности — того, что существует первично и независимо от него.
П. изучает психику в её филогенетическом и онтогенетическом развитии как на уровне животных, так и на уровне человека. Однако важнейший предмет П. — изучение психики человека и её высшей, специфически человеческой формы — сознания. Развитие трудовой деятельности и основанных на труде общения людей и языка необходимо породило новую форму психического отражения — сознание. Особенность сознания состоит в том, что отражаемое содержание словесно означается и открывается перед субъектом как являющаяся ему картина мира, включающая в себя его собственные действия.
Сознание — высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Одна из фундаментальных проблем П. заключается в изучении условий и «механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формами психического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь, как показывают современные исследования восприятия, памяти, словесных обобщений и др., успешно решается с помощью объективных методов. Др. фундаментальную проблему П. составляет раскрытие природы тех процессов, которые субъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире. Изучение сложной (интеллектуальной) деятельности высших животных, т. н. наглядно-действенного мышления у человека и особенно онтогенетического формирования умственных процессов привело к необходимости устранения в П. противопоставления внутренней деятельности (как якобы единственно входящей в её предмет) и деятельности внешней и практической, анализ которой прежде изымался из психологического исследования. Были показаны генетическая связь между этими формами деятельности, общность их принципиального строения, а также существование взаимопереходов между ними; особо исследовался самый процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние, умственные; вместе с тем перед П. открылся и противоположно направленный процесс — развёртывание внутренней деятельности во внешних формах.
Введение в П. категории деятельности создало возможность и для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека. Решение этой проблемы в домарксистской и немарксистской П. сводилось к утверждению того, что психика имеет у человека двойную детерминацию — биологическую и социальную, что вопрос заключается лишь в относительном значении каждой из этих детерминант; при этом упускалось то, что в процессе усвоения человеческим индивидом опыта общественно-исторической практики человечества необходимо преобразуются его исходные биологические потребности и влечения, врождённые способы поведения и познания. Поэтому проблема биологического и социального в П. не сводится к соотношению двух разных сил или факторов, движущих развитием психики, — наследственности и социальной среды, а выступает как проблема снятия законов биологического развития психики законами её общественно-исторического формирования.
Наиболее изученными в П. являются познавательные процессы — Ощущение, Восприятие, Память и Мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально или генетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось в развитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессов непосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам воспринимания, запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслительной деятельности как происходящей из деятельности практической. Благодаря этому психологические исследования распространились также на внешнедвигательную активность, которая в субъективно-эмпирическая П. выступала главным образом в качестве выражающей внутренние психические явления. Вместе с тем преодолевался взгляд на психику как на совокупность отдельных
«психических функций»; было обнаружено их сложное системное строение, реализуемое целым ансамблем элементарных сенсорных, моторных, мнестических и тонических процессов. Изменилось и понимание соотношения мышления и восприятия; сохранив идею относительной самостоятельности мышления, которое способно далеко выходить за пределы чувственного познания, современная П. раскрыла важную роль образов как в протекании мыслительных процессов, так и в отнесении мысли к познаваемой реальности.
Гораздо более сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности — проблемы потребностей, мотивов, аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвящено большое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётся далеко не однозначным. Главная причина этого лежит в смешении разных уровней анализа — физиологического и психологического, требующего рассматривать эти проблемы в общей системе психической регуляции предметной деятельности, и прежде всего со стороны тех специфических особенностей, которые приобретают потребности, мотивы и чувства человека в зависимости от общественных отношений, в которые он вступает, и от того места, которое он в них занимает. В результате человеческие побуждения описываются большинством зарубежных авторов как состояния и процессы двоякого ряда, биологические и социальные, которые объявляются сосуществующими и взаимно конкурирующими. В сов. П. указанные проблемы освещаются с позиций учения об изначально исторической природе всех человеческих потребностей, об определяющей мотивацию и чувства человека деятельности в конкретных общественных условиях, в которых формируются направленность сознания и шкала субъективных ценностей.
Крупнейшую проблему представляет собой изучение личности, которое развивается в П. по трём направлениям: дифференциально-психологическому (изучение индивидуальных особенностей), онтогенетическому (формирование личности в детском, подростковом и юношеском возрасте) и общепсихологическому (характеристика целостности личности в отличие от целостности человека как биологического индивида). Наибольшее число исследований относится к дифференциальной П. личности; они имеют важное практическое значение для профессиональные ориентации, отбора и расстановки кадров. В большинстве случаев эти исследования носят комплексный характер, включая в себя изучение черт соматической конституции человека, типов высшей нервной деятельности и др. индивидуальных особенностей. Продуктивны также возрастные исследования, прослеживающие формирование личности в Онтогенезе; они составляют основу теории и практики воспитания и часто сочетаются с педагогическими проблемами, в первую очередь с вопросами нравственного воспитания. В общепсихологическом плане важно изучение становления человеческой личности в процессе общественно-исторического и онтогенетического развития, природы самосознания и переживания «Я».
В проблеме методов П. принципиальное значение имеет вопрос о применении интроспекции (самонаблюдения). Отказ от интроспекции как основного метода психологического познания и переход к объективному изучению природы психических явлений не исключает использования субъективных показаний. Объективный характер психологической науки заключается не в игнорировании внутренних субъективных явлений, а в раскрытии порождающих их объективных отношений и управляющих ими законов, которые скрыты от интроспекции.
П. является экспериментальной наукой. Важная роль принадлежит в ней лабораторному эксперименту, позволяющему получать точную квалификацию и измерения изучаемых процессов. В П. применяются и др. конкретные методы, в том числе Наблюдение в обычных или специально создаваемых условиях, анализ продуктов деятельности, сравнительно-генетический метод и т. н. формирующий эксперимент; применяются также методы собирания массового материала — психологические Тесты, методы интервьюирования и анкетирования. Большое влияние на развитие экспериментальной П. оказала разработка тонких физиологических индикаторов исследуемых процессов и состояний (электроэнцефалографических, миографических, плетизмографических и др.), а также электронных устройств для экспозиции предъявления воздействующих сигналов, их комплексов и динамических ситуаций. Расширилось применение в П. ЭВМ, используемых как для обработки данных, так и для управления экспериментом. Попытки делаются в направлении математического моделирования психических процессов, применения теории игр и др. логико-математических методов.
Психологические науки. Широкое развитие современной П. привело к её дифференциации. Наряду с общей П. возник ряд специальных отраслей, в том числе пограничных, связывающих П. с др. науками. Уже во 2-й половине 19 в. сложилась психофизиология, которая исследует физиологические механизмы, реализующие психические явления и процессы. Развиваются исследования в области зоопсихологии. К середине 20 в., опираясь на успехи в изучении высшей нервной деятельности, исследования рецепторов (органов чувств) и функций нейронов (нервных клеток), психофизиология достигла высокого уровня развития как в СССР, так и во многих зарубежных странах.
Другая ветвь П. — медицинская психология, которая первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно медицинскую П., охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены и медицинской деонтологии, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретических целях, так и в интересах лечебной психиатрической практики, и, наконец, нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций.
Широкое развитие получили детская психология и педагогическая психология, тесно связанные между собой, поскольку психическое развитие ребёнка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психологические особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Педагогическая психология изучает также процесс обучения взрослых. Помимо этого, выделилась также возрастная психология, охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения (см. Геронтология).
Развитие промышленного производства поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путём рационализации двигательных операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека, улучшения экологических условий (внешней среды) на производстве и профессионального отбора. В связи с этим выделилась Психология труда, которая в условиях капиталистического производства направлена прежде всего на усиление эксплуатации трудящихся. В условиях автоматизации производства на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и др. сложные психические процессы; специальных исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования. В этой связи выделилась инженерная психология, имеющая важное значение не только для рационализации автоматизированных систем управления, но и для их проектирования. С начала 60-х гг. складывается космическая психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях космических полётов.
П. труда и дифференцировавшиеся в ней специальные дисциплины образуют вместе с физиологией, экологией, гигиеной и технической эстетикой комплексную область знания о труде — эргономику. Главной чертой, характеризующей советские исследования в области П. труда и пограничных с ней дисциплин, является подход к человеку как активному субъекту трудовой деятельности, в которой раскрываются его творческие силы и способности, — подход, противоположный чисто потребительскому отношению к человеку, которое присуще капиталистическому обществу.
Изучение психологических особенностей спортивной деятельности составляет предмет психологии спорта.
Одной из важнейших областей П. является Социальная психология, исследующая деятельность человека в коллективах — трудовых, учебных и др., имеющих разный характер (так называемые формальные и неформальные коллективы) и различную внутреннюю структуру. В предмет социальной П. входят также вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации в нём функций (ролей), вопросы психологической совместимости участников коллективной деятельности и управления ею. Социальная П. тесно связана с проблемами воздействия на человека средств массовой информации и с П. речевого общения, изучаемой психолингвистикой. В отличие от многих направлений зарубежной социальной П., психологизирующих общественные явления, советская социальная П. рассматривает изучаемые ею процессы как детерминируемые объективными отношениями в обществе, которые управляются законами исторического развития (см. Исторический материализм). С социально-психологическими проблемами тесно связаны некоторые вопросы П. воспитания, а также вопросы криминалистической и судебной П.
Ещё в 19 в. наряду с исследованиями в области физиологической П. было начато изучение психики народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития (этнопсихология). Вслед за систематизацией этнографических фактов широкое распространение в зарубежной П. получили так называемые сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления и др. процессов у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур. Результаты этих исследований чаще всего интерпретируются с абстрактно-социологических «культурологических» позиций, использующих в качестве эталона психологические характеристики представителей европейской и американской цивилизации.
В общей П. выделился также специальный раздел, посвященный П. технического, научного и художественного творчества, что связало П. с науковедением и эстетикой.
Исторический очерк. Предпосылки научных воззрений на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в противовес религиозно-мифологическому представлению о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Древнегреческими врачами Алкмеоном, Гиппократом, Эрасистратом и др. было открыто, что органом психики является мозг, и развито учение о темпераменте, согласно которому психические свойства человека зависят от различных форм смешения материальных процессов («соков») в организме. Это естественно-научное направление было связано с воззрением на душу человека как на вещественную (огненную, воздушную и т.п.) частицу космоса (Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.). Трудности объяснения с этих позиций проблем теории познания и этики, в частности происхождения абстрактных понятий и нравственных норм, явились одной из предпосылок развития идеалистических концепций в П. Телу, изменчивой природе была противопоставлена бессмертная душа, способная к созерцанию идей и следованию идеалам (Пифагореизм, Платон, Неоплатонизм).
Вершиной П. в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты «О душе», «Происхождение животных» и др.), в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни тела. Аристотель дал первую систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. Однако при объяснении высших форм умственной активности (в учении о разуме) он покидал естественно-научную почву и склонялся к дуализму.
В феодальную эпоху развитие конкретно-научных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось. Врачи и мыслители арабоязычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рушд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественно-научной П. в Западной Европе, где с развитием буржуазных отношений укрепляется тенденция к опытному исследованию человека как природного существа, поведение которого подчиняется естественным законам (Леонардо да Винчи, Х. Вивес, Х. Уарте и др.). В 17-18 вв. складывается принципиально новый подход к психической деятельности с позиций строгого детерминизма. Психологическое мышление обогащается рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлексы), а понятие о душе преобразует в понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. Складывается ряд важнейших психологических учений: об Ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений (Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк).
Конкретно-научная разработка в 18 в. принципа ассоциации английским врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия главным понятием П. Несмотря на попытки Дж. Беркли и Д. Юма трактовать ассоциацию как чисто духовную связь, господствующим в ту эпоху являлось представление об её неотделимости от телесного механизма. Учению об ассоциациях противостояло учение о способностях (шотландская школа, школа немецкого философа Х. Вольфа) как первичных функциях души. Французский материализм 18 в. поставил проблему различных уровней нервно-психической организации (Д. Дидро, П. Ж. Кабанис) и проблему развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (Дидро, К. Гельвеций). В 19 в. в недрах физиологии зародились экспериментальные методы исследования психических функций, а также первые попытки ввести в анализ этих функций количественные оценки. В Германии Г. Фехнер, исходя из работ Э. Вебера, разработал методы психофизических измерений и установил закон, гласивший, что интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения (1858) (см. Вебера- Фехнера закон (См. Вебера — Фехнера закон)). Скорость реакции исследовалась Г. Гельмгольцем (Германия) и Д. Дондерсом (Дания).
В психофизиологии органов чувств классические труды Гельмгольца показали недостаточность анатомо-физиологических понятий для научного объяснения формирования чувственных образов, поскольку здесь участвует психический фактор («бессознательные умозаключения»). В учении о рефлексе также выявилась роль психических (сенсорных) моментов в адекватном реагировании организма на раздражитель (Э. Пфлюгер, Германия; И. М. Сеченов, Россия), Ч. Дарвин подчеркнул специфическую роль психических функций, что нанесло удар по концепциям, считавшим психику лишь тенью нервных процессов и потому отрицавшим её в качестве объекта особой конкретной науки — П.
Практика научного исследования показывала, что закономерности, которым подчинена психика, не совпадают с анатомо-физиологическими. Начиная с 1870-1880-х гг. складывается система специфических понятий, методов, категорий П. как самостоятельной дисциплины, отличной от философии и физиологии. Выдвигается несколько программ разработки этой дисциплины (В. Вундт, Германия; Сеченов; Ф. Брентано, Австрия; Г. Спенсер, Великобритания, и др.). Главными центрами разработки П. становятся специальные экспериментальные лаборатории, первая из которых была организована Вундтом (Лейпциг, 1879). По её образцу возникают аналогичные учреждения в России, Великобритании, США, Франции и др. странах. Последовательную программу построения П. на основе объективного метода выдвинул Сеченов, идеи которого оплодотворили экспериментально-психологические исследования в России (В. М. Бехтерев, А. А. Токарский, Н. Н. Ланге и др.), а в дальнейшем через труды Бехтерева и И. П. Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой П. Основными темами экспериментальной П. являлись первоначально ощущения, время реакции, ассоциации.
Благодаря классическим экспериментам немецкого психолога Г. Эббингауза (1885) были установлены общие закономерности зависимости ассоциаций от частоты повторений и их распределения во времени. Большое значение имели также работы по изучению объёма внимания (Дж. Кеттел, США), навыков (У. Брайан и Н. Хардер, США) и др. Параллельно развивались сравнительная П. (Дарвин, К. Ллойд-Морган, Великобритания; В. Вагнер, Россия), а также исследования эмоций (У. Джемс, США; Г. Ланге, Дания; Т. Рибо, Франция), восприятия и внимания (Н. Н. Ланге), двигательных ощущений (А. Бастиан, Г. Мюнстерберг, Германия, и др.). Наряду с поиском общих закономерностей протекания психологических процессов складывается дифференциальная П., изучающая с помощью измерительных методов индивидуальные различия между людьми (Ф. Гальтон, Великобритания; А. Бине, Франция; А. Ф. Лазурский, Россия; В. Штерн, Германия, и др.). Запросы практики — педагогической, медицинской, криминалистической, а затем во всё возрастающих масштабах практики капиталистического производства — придали этому направлению большую актуальность и популярность. С целью измерения умственных способностей и свойств личности широко применяются тесты.
На рубеже 19-20 вв. в П. назревает кризис, который означал ломку старых понятий. Терпит крах представление о сознании как совокупности непосредственно переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы его поведения. Хотя ещё пользовался влиянием взгляд, согласно которому область П. ограничена
«внутренним зрением» индивида (Э. Титченер, США; Т. Липпс, Германия; Дж. Стоут, Великобритания; Г. И. Челпанов, Россия, и др.), складывались новые концепции и подходы. Учение Павлова о высшей нервной деятельности способствовало разработке кардинальных проблем П. поведения. Главным течением американской П. становится Бихевиоризм, согласно которому П. должна изучать только внешние, телесные реакции на стимулы.
Динамика этих реакций живого организма мыслилась как слепой поиск, случайно ведущий к успешному действию, закрепляемому повторением (метод «проб и ошибок»). Этой схемой руководствовался уже один из пионеров экспериментального психологического изучения поведения животных — Э. Торндайк (1898). В дальнейшем она легла в основу бихевиоризма, программные установки которого выразил Дж. Уотсон (1913). Дав мощный импульс экспериментальным исследованиям по проблеме научения и укрепив объективный подход к поведению, бихевиоризм стал одним из факторов прогресса П. Но в борьбе с субъективной П. он сам находился под влиянием выдвинутых ею воззрений на сознание и поэтому потребовал исключить из научной П. все понятия о психических явлениях, с тем чтобы найти для них поведенческие эквиваленты (логическое мышление — реакции речевого аппарата, чувство — реакции внутренних органов и т.д.). Отрицая отражательную природу психики и игнорируя её нейрофизиологические механизмы, бихевиоризм оказался в методологическом тупике, что в дальнейшем привело к его распаду.
Другой влиятельной школой выступила Гештальтпсихология (М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Левин, К. Коффка, Германия), экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психической деятельности, несовместимый с «атомистическим» взглядом на сознание и поведение. Открыв важные психологические феномены и зависимости, эта школа не смогла, однако, дать им адекватную теоретическую интерпретацию.
На рубеже 19-20 вв. сложился и основанный австрийским врачом З. Фрейдом Психоанализ. Его предпосылками служили достижения патопсихологии (А. Льебо, И. Бернхейм, Ж. Шарко, Франция), вскрывшие на клиническом материале несостоятельность традиционной трактовки мотивов поведения, выявившие роль неосознаваемой мотивации. Некоторые клинические материалы дали Фрейду повод к ложному выводу о предопределённости всех психических актов энергией сексуальных влечений, в связи с чем движущие силы человеческой деятельности предстали в ложном свете.
Психоанализ выступил с претензией на объяснение не только индивидуально-психологических фактов, но и общественных явлений, истории цивилизации в целом. Попытки понять с идеалистических позиций зависимость психики человека от мира истории и культуры, от общественной жизни неотвратимо вели к дуализму, к концепции «двух психологий» (Вундт, В. Дильтей, Г. Риккерт, Германия), согласно которой П. не может быть единой наукой, поскольку будто бы естественнонаучный экспериментальный подход к психике в принципе не совместим с культурно-историческим. Психологи, выдвигавшие на первый план роль социальных факторов в регуляции человеческого поведения (М. Болдуин, Дж. Дьюи, Дж. Мид, США, и др.), также не смогли выработать продуктивный подход к социогенезу человеческой личности и её психических функций, поскольку саму социальность рассматривали как «чистое» общение вне предметной деятельности людей.
Методологической основой конкретно-психологических исследований в СССР после победы Октябрьской революции 1917 стал марксизм. Перестройка П. на базе марксизма происходила в острых дискуссиях со сторонниками различных, несовместимых с ним концепций. Идею этой перестройки активно отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов. Марксистский принцип историзма стал определяющим для исследований Л. С. Выготского и его учеников. Строительство сов. П. шло в тесном содружестве с развитием психофизиологических исследований в трудах Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, С. В. Кравкова, Н. А. Бернштейна и др. Преодолевая идеалистические и механистические (Реактология, Рефлексология) влияния, советские исследователи утверждали в П. марксистское учение о деятельности и её социально-исторической детерминации, идеи ленинской теории отражения. Они активно включились в решение актуальных задач в области воспитания, обучения, профотбора, научной организации труда и др. Теоретическое и экспериментальное изучение основных проблем П. нашло отражение в работах Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Добрынина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца и др.
Состояние П. в капиталистических странах в 1930-40-х гг. характеризуется распадом главных школ. В бихевиористских теориях на первый план выдвигается понятие так называемых промежуточных переменных, т. е. фактов, опосредствующих двигательную реакцию (зависимая переменная) на раздражитель (независимая переменная). Логика развития науки и требования практики направили П. на изучение
«центральных процессов», развёртывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма. Эта тенденция окончательно побеждает в 50-60-х гг. (в частности, под влиянием опыта программирования на электронных машинах). Важную роль сыграли также работы швейцарского психолога Ж. Пиаже, изучившего преобразование внутренней структуры умственной деятельности в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологических механизмов, которые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К. Прибрам, США). Предпринимаются попытки распространить объективный метод на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его к моторным функциям (Э. Брунсвик, Дж. Гибсон, США).
В недрах психоанализа возникает Неофрейдизм — течение, связавшее бессознательную психическую механику с действием социально-культурных факторов (К. Хорни, Х. Салливан, Э. Фромм, США) и использовавшее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью помочь нормальным людям избавиться от чувства беспомощности, страха, неудовлетворённости. Резко возрастает число профессиональных психологов-консультантов, в функции которых входит содействие индивиду в
«оптимальной адаптации» к неблагоприятным социальным условиям. Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма на роль третьей силы в П. в капиталистических странах начинает претендовать так называемая «экзистенциальная» («гуманистическая») П. (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, США, и др.), утверждающая, что использование научных понятий и объективных методов исследования личности ведёт к её «дегуманизации» и дезинтеграции, препятствует её стремлению к саморазвитию. Это направление приходит к откровенному иррационализму. Неудовлетворённость биологизаторскими и идеалистическими концепциями способствовала пробуждению у передовых психологов капиталистических стран (например, во Франции Ж. Политцер, А. Валлон, Л. Сев, в ФРГ К. Хольцкамп и др.) интереса к диалектико-материалистическому пониманию психической деятельности.
В рамках марксистской методологии сов. психологи и психологи др. социалистических стран успешно разрабатывают актуальные проблемы П. в тесной связи с задачами социалистического и коммунистического строительства.
Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М, 1956; Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; его же, Психология в ХХ столетии, М., 1971; Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967; Психологическая наука в СССР, т. 1-2, М., 1959-60; Экспериментальная психология, под ред. С. Стивенса, пер. с англ., т. 1-2, М., 1960-1963; Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1-5, М., 1966-75: Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Murphy G., Historical introduction to modern psychology, N. Y., 1949; Boring Е., A history of the experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Psychology: a study of a science, ed. S. Koch, v. 1-6, N. Y., 1959-63; Miller G. A., Psychology: The science of mental life, [reprint], N. Y., 1967: Misiak Н., Sexton V., History of psychology, 2 ed., N. Y. — L., 1968.
А. Н. Леонтьев, М. Г. Ярошевский.

Трансперсональная психология (I) (transpersonal psychology I)

Примечание редактора. Т. п. — очень важный вопрос, связанный со взаимопроникновением концепций двух психол. наук — Запада и Востока — и созданием из них производной концепции, к-рая сразу обрела независимость. Именно поэтому я обратился к доктору Н. Сандбергу, психологу, и к доктору Р. Уолшу, психиатру, с просьбой написать разные статьи. Они, в свою очередь, привлекли к этой работе своих коллег, и теперь читатель имеет возможность познакомиться с двумя (отчасти совпадающими, но тем не менее все-таки различными) т. зр. на явление, к-рое может иметь большое значение не только для психол. науки, но и вообще для всего человечества.

Т. п. имеет непродолжительную историю, но у нее богатое прошлое. В качестве самостоятельного раздела психол. науки она оформилась конце 1960-х гг. как одно из направлений гуманистической психологии. Однако проблемами, к-рые она изучает, человечество заинтересовалось еще в доисторические времена.

У. Джемс писал о Т. п. еще в 1902 г.; первым, кто заговорил о «трансперсональном бессознательном», был, судя по всему, К. Юнг, использовавший этот термин в качестве синонима термина «коллективное бессознательное». Мн. специалисты по Т. п. рассматривали складывавшуюся на их глазах традицию как признак интеграции древней мудрости и совр. науки, проявляющейся в сближении восточной мистики и западного рационализма.

Слово «трансперсональная» буквально означает «выходящая за границы отдельного чел. или индивидуальной души». Оно используется для обозначения экспансии или расширения сознания за пределы привычного «Я» и за границы времени и/или пространства, и связано с теми аспектами психологии, к-рые имеют отношение к «предельным челов. способностям и потенциальным возможностям, к-рым не уделяется систематического внимания ни в позитивистской, или бихевиористской, теории («первая сила»), ни в классической психоаналитической теории («вторая сила»), ни в гуманистической психологии («третья сила»)». Эта формирующаяся «четвертая сила» охватывает эмпирические исслед., разраб. прикл. аспектов и теорет. анализ огромного количества тем, включая ценности, объединяющее сознание, мистицизм, священность повседневной жизни, космическое сознание, космическую игру, синергию индивида и биолог. вида, духовные пути, теории и техники медитации, сострадание и трансперсональную кооперацию. Особенно важны системы представлений или убеждений, поскольку они выходят за пределы «Я» и предполагают идентификацию с более значимыми ценностями и целями групп и об-в, к-рые нередко становятся мотивами поведения зрелого, неэгоистичного чел. Трансперсональная перспектива яв-ся метаперспективой, открывающей вид на относительные достоинства различных систем представлений.

Не последнюю роль в становлении Т. п. сыграло отсутствие у ортодоксальной научной психологии однозначного ответа на вопрос о происхождении знания. Трансперсональная т. зр. на эту проблему заключается в том, что существует как неск. способов приобретения и доказательства истинности знания, так и множество состояний сознания, и все они должны быть важны для психологии. Измененные состояния сознания могут подчиняться особым законам, отличным от тех, по к-рым функционирует нормальное сознание. Ч. Тарт, приравнивающий трансперсональное к духовному, подчеркивает важность изучения мистических, субъективных и эфемерных явлений — явлений, к-рые с готовностью воспринимаются мн. культурами. По мнению нек-рых психологов, изучение и описание подобных явлений — задача, сопряженная со специфическими трудностями, поскольку речь идет о процессах обработки информ., протекающих преим. в невербальном правом полушарии головного мозга, тогда как научное знание преим. передается линейно, в словах и в числах.

Даже в естественных науках сторонники трансперсонального подхода находят возможность объяснять явления, не подчиняющиеся обычным законам причинности, используя такие понятия, как «формационная каузальность» и «синхронистичность». Хотя мн. именитые ученые проявили интерес к предложенному Юнгом понятию синхронистичности (имеющее смысл, многозначительное, но акаузальное стечение событий), наука лишь совсем недавно смогла принять во внимание такой необычный феномен — событие, не укладывающееся в пространственно-временную причинно-следственную последовательность. Это стало возможным благодаря революционным открытиям в совр. физике, приведшим к формированию совершенно нового взгляда на мир, и далеко идущие последствия этих открытий таковы, что способны изменить сами основы науки.

Объединение теорет. основ Т. п. и практ. исслед. в этой области в единую стройную систему — дело будущего. Возможностей для проведения исслед. немало. Один из аспектов йоги, когда-то считавшийся мистическим и не поддающимся проверке, уже перешел в разряд «нормальных» областей психологии, а именно контроля автономных функций тела, где уже проведено немало исслед. биолог. обратной связи, нашедшей широкое практ. применение. Вторым традиционным объектом изучения Т. п., к-рый, судя по всему, завоевывает признание, яв-ся медитация. Изучив специальную литературу, Уолш пришел к выводу, что медитация — недорогая, саморегулируемая и эффективная процедура, способная привести к глубочайшей трансформации идентичности, стиля жизни и отношения к миру.

Вместе с гуманистической психологией, в недрах к-рой она сформировалась, Т. п. придерживается антиредукционистского взгляда на источники челов. опыта и обращает осн. внимание на феноменологию сознания, прежде всего на те его состояния, к-рые очевидно превосходят ощущение личной изоляции, центрированности и самодостаточности. Как междисциплинарное и кросс-культурное движение, трансперсональное направление ставит множество проблем перед традиционной психологией. Имея серьезную поддержку со стороны нек-рых разделов совр. физики, она тж заставляет усомниться в незыблемости общепринятых представлений о линейности, причинности, постоянных пространственно—временных отношениях и чисто механистических представлений о Вселенной. Вряд ли стоит говорить о том, что крайности Т. п. порождают изрядный скептицизм.

См. также Восточная/западная психология, Религия и психология, Трансперсональная психология (II)

Мир Психологии

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Индустриальная психология (англ. industrial / organizational psychology, сокр. I / O psychology) — см. Психология труда.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Индустриальная психология — См. индустриальная / организационная психология.

Список лучших брокеров бинарных опционов, дающих бонусы за регистрацию счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Бинариум — самый лучший брокер бинарных опционов за 2020 год!
    Прекрасно подходит для новичков — предоставляют бесплатное обучение с демо-счетом!
    Получите свой бонус за регистрацию:

Добавить комментарий